Как выбрать GPS-навигацию

ksakaev

Журналист
Регистрация
15 Мар 2009
Адрес
Гродно
Зачем это нужно?
Для ответа на этот вопрос придется забежать немного вперед и кратко пояснить, что такое система спутниковой навигации в ее автомобильном варианте. Вот что мы видим: независимо от конструкции самого устройства на экране современного навигатора отображается все та же привычная карта дороги, городские улицы, в некоторых случаях дома. Масштаб этой карты можно регулировать, отображая, к примеру, одну улицу, квартал или целый район города. Главное отличие - на этой карте имеется метка, или маркер, которая, собственно, изображает Вас. Именно там, где Вы находитесь в данный конкретный момент.
Таким образом, первая и главная функция GPS - определение своего местоположения. Все остальное - ее производные. Производные, впрочем, значительно более важные с точки зрения практики. Определив свое положение на карте, мы получаем точку А, из которой нам, как правило, непременно необходимо попасть в точку Б, причем желательно быстро. Тут в дело вступает вторая важная функция GPS - прокладка маршрута и ведение по маршруту. Выбрав на карте искомую точку Б, автолюбитель получает в ответ проложенный по карте маршрут и устремляется по нему, ведомый стрелкой на экране и (в некоторых моделях устройств) женским или мужским голосом. В идеале маршрут по навигатору наиболее оптимален, учитывает дорожные знаки, развязки и даже скоростные режимы на используемых участках дорог. На практике так, к сожалению, бывает не всегда.
Помимо этих двух функций современный навигатор умеет еще очень многое: определять моментальную и среднюю скорость движения, рассчитывать время прибытия, пересчитывать на лету маршрут, если все же заблудился или проезд временно закрыт. И это только то, что связано с самой навигацией. Многие производители дополняют свои устройства функциями органайзера, переводчика, устройства громкой связи и даже информатора дорожных условий. Все зависит от пожеланий пользователя и соответствия этих пожеланий его финансовым возможностям. Впрочем, к устройствам и их функциям мы еще вернемся.
Резюмирую: при всем богатстве функциональных возможностей идея, заложенная в автомобильный навигационный комплекс, одна - четкое и визуально понятное обозначение точки А, то есть Вас, на карте и максимально эффективное по времени и/или пробегу указание, как из нее попасть в точку Б. Вот ответ на первый из обозначенных во введении вопросов "Зачем мне GPS?". Для того чтобы уверенно передвигаться по незнакомой местности кратчайшим маршрутом. Добавлю, что зачастую даже коренные жители того или иного города знакомы далеко не со всеми дорогами, улицами, проездами и "тропами Хо Ши Мина" родного мегаполиса и могут основательно в нем заблудиться. Вероятность и частота таких жизненных ситуаций и определяют, насколько этот прибор необходим каждому конкретному автомобилисту. Решать, как говорится, лучше самому.

Как все происходит
Для понимания сути процесса стоит начать с самого верха, то есть с космоса и спутников, в нем пребывающих.
Спутниковая навигация основана на неизменности (не абсолютной) положения искусственного спутника земли, находящегося на геостационарной орбите, и знании его координат в пространстве в каждый конкретный момент времени. Проще говоря, скорость полета спутника равна скорости вращения Земли, и он, таким образом, постоянно висит над одной и той же точкой земной поверхности. Координаты его известны, и при изменении его положения эти данные тотчас же корректируются наземными станциями. То, что у нас принято именовать GPS, система, доступная отечественному пользователю, на самом деле называется NAVSTAR и принадлежит оборонному ведомству США. Нетрудно догадаться, что помимо гражданских функций система несет и сугубо военные: навигация с гораздо более высокой точностью, слежение и, что характерно, наведение. Для их осуществления на орбите постоянно находится 24 основных спутника системы и некоторое количество дополнительных.
В последнее время Российская Федерация значительно активизировала работы по созданию аналогичной системы ГЛОНАСС, начатые еще в 1982 году, но, как и многое другое, "слегка подзабытые" в смутные 90-е. Как легко догадаться, тоже не совсем гражданская система, однако ее общедоступная составляющая обещает скоро стать полноценной альтернативой NAVSTAR. В настоящее же время на российском рынке можно встретить навигаторы, принимающие сигнал от обеих систем. Евросоюз, впрочем, тоже не отстает и активно разворачивает собственную систему Galileo.
К слову сказать, военная составляющая систем навигации породила ряд легенд о GPS, многие из которых на поверку оказываются вполне реальными фактами. Так, например, известно, что существует два типа сигнала от навигационных спутников - открытый гражданский, дающий определенную погрешность, и закодированный военный, намного более точный. При этом владелец системы может намеренно искажать гражданский сигнал GPS, внося сумятицу в ряды противника во время своих войсковых операций. Еще известно о возможности подавления и без того не очень мощного сигнала, а также его подмены. Однако таковые ситуации на сегодняшний день более чем экзотичны, и ставить из-за этого крест на персональной навигации решительно не стоит.
Полезным продуктом, так сказать, жизнедеятельности навигационного спутника является радиосигнал, содержащий данные о местонахождении спутника в пространстве и ряд необходимых для дальнейших вычислений данных. Группировка спутников построена таким образом, что в любую точку земного шара непрерывно поступает сигнал как минимум от четырех из них. Зная расположение спутников, время передачи сигнала и, как результат несложных расчетов, расстояние до источника сигнала, можно вычислить собственное местоположение в пространстве. Тригонометрические и прочие расчеты возложены на GPS-приемник - устройство для приема сигнала спутника и преобразования его в географические координаты, градусы, минуты и секунды. Тут стоит сделать важное замечание: то, что принято называть GPS, Navi, навигацией или как-то похоже, действительно является только приемником сигнала - связь владельца этого прибора с космосом будет сугубо односторонней. Естественно, это касается в подавляющем большинстве только гражданских моделей устройств.
Еще один важный момент - точность измерений. Степень точности полученных координат зависит в первую очередь от количества спутников, сигнал которых одновременно обрабатывает приемник, поскольку каждый из них является своего рода опорной точкой для вычислений: чем их больше, тем точнее будет рассчитано Ваше местоположение. Количество одновременно обрабатываемых сигналов может существенно зависеть от условий их прохождения от спутника к приемнику. Идеальные условия - чистое поле. Серьезной помехой работе GPS могут стать плотные кроны деревьев в лесу, сильная облачность или крыша Вашего авто. Городская застройка тоже сильно усложняет жизнь GPS - в городе приемник "видит" совсем небольшой участок неба. В помещении же навигация не будет работать вовсе. Для гражданских систем нормальная точность вычислений составляет 2-5 метров - достаточно для того, чтобы видеть, в какой полосе движется автомобиль. Точность систем более специфического назначения считается в сантиметрах. К слову, такая точность нужна не только военным - геодезия, картография и прочие подобные отрасли требуют не меньшей аккуратности в расчетах. Промышленные системы используются и для создания навигационных карт для GPS.
Итак, мы получили собственные координаты в виде долготы и широты. Их можно занести в память устройства, пройти, к примеру, по лесу пару-тройку километров за грибами и вернуться в исходное место, руководствуясь стрелкой на экране, напрямик или по своим следам. Ранние модели GPS этим и ограничивались, некоторые современные туристические ограничены этим и сейчас. Для автомобильной навигации знания текущих географических координат явно недостаточно - необходимо привязать их к местности либо карте. В дело вступает другая часть навигационного комплекса - собственно навигатор.
Тут стоит сделать еще одно отступление и вновь определиться с понятиями.
Автомобильный навигатор в более узком смысле слова - это GPS-приемник и мини-компьютер, оснащенный экраном, процессором, памятью и органами управления. Кроме того, он может оснащаться устройством громкой связи, GSM и Bluetooth-модулем, HUD-проектором (для отображения информации прямо на лобовом стекле авто). Работает под управлением операционной системы - программного комплекса, управляющего самим навигатором, его экраном, кнопками и функциями. В один и тот же навигатор можно установить несколько навигационных программ, а также других полезных программных продуктов вроде органайзера, электронной почты или проигрывателя.
Навигационная программа - компьютерная программа, позволяющая наносить географические координаты автомобиля на карту, прокладывающая маршрут и ведущая по нему, рассчитывающая скорость движения и выполняющая множество различных функций, прямо или косвенно связанных с перемещениями в пространстве.
Навигационная карта с точки зрения GPS - это подробный рисунок местности, каждая точка которого связана с реальными географическими координатами. Современные карты учитывают расположение автомобильных дорог, направления движения по ним, развязки и прочую информацию. Также на карты могут быть нанесены заправочные станции, магазины (не только автомобильные), пункты сервиса и питания.
В комплексе это выглядит примерно так.
Навигатор как прибор обеспечивает работу операционной системы, так сказать, аппаратно. Он отвечает за получение данных от GPS-приемника, вывод данных на экран и звука на динамик, ввод данных пользователем и хранение информации. Операционная система управляет навигатором и поддерживает работу навигационной программы. Программа сопоставляет данные GPS-приемника с картами из памяти навигатора, прокладывает маршрут, пересчитывает его при необходимости, а также выводит другую путевую информацию на экран навигатора. Работа каждой части этой системы существенно влияет на конечный результат и поэтому заслуживает отдельного и весьма пристального внимания при выборе и эксплуатации устройства.
Резюмирую: спутниковая навигация - получение сигналов от группы спутников, расчет по этим сигналам собственных координат с помощью GPS-приемника и нанесение их на электронную карту местности с помощью навигатора, в нашем случае автомобильного. На основании координат текущего местоположения (с приемника) и желаемого пункта назначения (пункт выбирается пользователем, координаты - из памяти навигатора) - вычисление путевых параметров, прокладка и оптимизация маршрута.

Как выбрать
Начнем с двух достаточно неприятных фактов. Факт первый: автонавигация не является точным устройством и несет только вспомогательные функции - об этом честно предупреждает практически любой автомобильный навигатор. Другими словами, ездить "по приборам", не глядя на дорожные знаки, разметку и дорогу, категорически нельзя. Если прибор скажет повернуть направо и Вы послушаетесь совета, несмотря на, к примеру, бетонный забор, то вины прибора в этом не будет.
Факт второй: использование навигационных систем в РБ не запрещено, однако официально пользовательской GPS-навигации у нас пока не существует, поскольку не существует официально изготовленных и продаваемых карт РБ для GPS. Предприятие РУП "Белгеодезия" на своем официальном сайте информирует о ведущихся работах по созданию геоинформационных систем, и, по словам специалистов, эти работы близки к завершению. Не секрет, однако, что карты РБ, Минска и других городов доступны белорусским пользователям в виде любительских продуктов, изготовленных и поддерживаемых энтузиастами. Нужно заметить, что карты эти все же вполне качественные и работоспособные.
Задачу определения себя и своего авто в пространстве можно решить с помощью нескольких видов устройств:
1. Бортовой навигационный комплекс, установленный в автомобиль на заводе и полностью встроенный в конструкцию.
2. Бортовой навигационный комплекс, установленный в машину отдельно и подключенный к уже имеющемуся штатному дисплею.
3. Автомобильный навигатор - устройство, призванное решать задачи навигации исключительно или по большей части в автомобиле.
4. Туристический навигатор - прибор, сконструированный скорее для переноски в кармане или на клипсе, имеющий тем не менее возможность установки в авто.
5. Автомобильный компьютер с модулем GPS, встраиваемый, как правило, отдельно.
6. Карманный компьютер или мобильный телефон (смартфон) со встроенным GPS-приемником.
7. Карманный компьютер или мобильный телефон (смартфон) с модулем Bluetooth и выносным блоком GPS-приемника.
Каждый вид устройств отличается, помимо всего прочего, тем, что в них могут быть установлены разные операционные системы, которые, в свою очередь, могут поддерживать лишь свои навигационные программы и карты. Для того чтобы разобраться в типах устройств и связанных с этим ограничениях и возможностях, пройдемся по порядку.

1. Бортовая навигация сама по себе является достаточно редкой опцией, массово предлагаемой только в достаточно дорогих автомобилях. Тем более приятно видеть ее в списке "вкусностей", которыми оснащен "железный конь". Плюсов у нее, конечно, масса. Первый и главный - торпедо Вашего авто изначально спроектировано с учетом удобного и безопасного размещения навигационного дисплея и органов управления. Еще одно достоинство - относительная простота эксплуатации. Однако чтобы такая навигация работала в нашей республике, необходима карта, которой как раз и нет. Установить ее без серьезного вмешательства в схему устройства невозможно. Выход из этой ситуации - использование системы номер 2 либо полный отказ от использования штатной "Нави" в пользу любого из оставшихся вариантов.

2. Если дисплей в машине имеется, а навигация у нас не работает или ее просто нет, есть возможность установить навигационный блок стороннего, так сказать, производителя. Сделать это можно как самостоятельно, так и с привлечением стороннего специалиста. В первом случае потребуются нешуточные навыки и знания радиоэлектроники, во втором - этот самый специалист. Навигационная программа и карты, к ней подходящие, в такой ситуации могут быть практически любыми. Есть только одна сложность, присущая и вариантам 3-7, а именно: предложенная в комплекте навигационная программа может не поддерживать имеющиеся карты.

3. Наиболее простое решение - автомобильный навигатор. На сегодняшний день это устройство сравнялось по стоимости со средних параметров мобильным телефоном и не требует специальных навыков для установки. Как правило, располагает достаточных размеров активным экраном (на "нарисованные" на экране кнопки можно нажимать), функцией голосового информатора, подсказывающего дорогу в буквальном смысле, и некоторыми другими. Крепится специальной штангой на лобовом стекле и питается от прикуривателя. Выбор конкретной модели зависит от запросов пользователя и размеров его бюджета. Операционная система такого устройства может быть как узкоспециальной, поддерживающей только фирменное программное обеспечение, так и более универсальной, позволяющей использовать популярные программы.

4. Основное отличие туристического навигатора от автомобильного - размеры. Дело в том, что туристический вариант призван работать в гораздо более тяжелых условиях, выдерживать удары и влагу, иметь гораздо более "запасливые" источники питания. И при этом быть достаточно миниатюрным для переноски в кармане. Все это налагает ограничения в первую очередь на количество дополнительных функций устройства и, что наиболее важно, размеры его экрана. Для использования в машине экран туристического GPS-навигатора отчаянно мал, а голосовыми функциями такие устройства наделяют редко. При этом навигационные функции он выполняет полноценно, и если предполагается его двойное использование, то туристический GPS в автомобиле, на мой взгляд, лучше, чем автомобильный в походе.

5. Такое решение, как встроенный в автомобиль полноценный компьютер, встречается, прямо скажем, не очень часто. Это область скорее автотюнинга, нежели повседневной жизни. Все принципы такого решения совпадают с аналогичными для вариантов 6 и 7.

6 и 7. Начну с отличий. Принципиальная разница КПК и "умного" телефона с точки зрения навигации состоит лишь в размерах экрана и скорости обработки информации. И то и другое в большем объеме реализовано, естественно, в мини-компьютере. Разница же между вариантами 6 и 7 только в том, что 6-й изначально снабжен как GPS-приемником, так и собственной, не всегда, правда, желанной, навигационной программой, а для 7-го и то и другое придется докупать. Навигация же с помощью этих устройств мало чем отличается от чисто автомобильной GPS, программы могут использоваться те же, как и карты.


Как выбирать GPS-навигатор?
Тимофей БОНДАРЕВ, заместитель директора ОДО "Триллианс", оптового поставщика GPS-устройств:
- Принцип действия и устройство современных GPS-навигаторов во многом схожи, поэтому говорить о преимуществах той или марки не приходится. Для этих приборов важна функция - определение места нахождения и прокладка маршрута до выбранной точки. Основным отличием, определяющим использование навигатора в различных ситуациях, является размер экрана: 3,5 дюйма хорош в качестве карманного устройства; 4,3 дюйма оптимален для двойного применения в автомобиле и пешком; 5 дюймов предпочитают таксисты, так как этот размер позволяет смотреть видео.
Многие даже не представляют всех применений навигатора, считая, что он необходим для того, чтобы добраться из точки А в точку Б. Навигатор очень облегчает жизнь в различных ситуациях. Например, проезжая в темное время по улицам своего города, попробуйте определить номер дома. Или подъехать к нужному дому внутри квартала где-нибудь в Малиновке, когда к стоящим рядом домам подъезжать нужно с разных улиц. С помощью навигаторов грибники отмечают грибные места, а рыбаки - рыбные, чтобы через год безошибочно их найти. Навигатор поможет найти оставленный в незнакомом месте автомобиль. Его можно использовать как персональный компьютер, установив необходимое ПО.
Выбирая навигатор, следует выяснить у продавца размер экрана, время автономной работы (зависит от размеров экрана), какие карты памяти поддерживает, наличие гарантии и расположение сервисного центра. Естественно, предпочтительнее, чтобы последний находился на территории Беларуси. Далее не поленитесь позвонить туда и уточнить условия гарантийного обслуживания конкретной марки - это избавит вас от неприятных сюрпризов. Еще лучше покупать навигатор в специализированных магазинах - там же можно устанавливать ПО и обновлять карты. Непосредственно при покупке проверяйте комплектность, а для автомобильных навигаторов - качество крепежного приспособления. Сама присоска должна быть силиконовой, а элементы конструкции - из качественного пластика. Поломка крепления сделает прибор малопригодным для использования в автомобиле.

www.abw.by
 
Последнее редактирование:
Регистрация
12 Май 2009
Адрес
Бобруйск
Теория - это хорошо, интересно на практике, кто чем пользовался из навигаторов и какое ПО будет получше в условиях Минска, ну и в ту же Польшуда Украину скататься - это даже более важно.
 

Dikiy

Auto Club Team
Регистрация
14 Фев 2009
Адрес
Минск
Народ кто что может сказать- Diret DT-560.(написано на навигаторе)
Характеристики :
CPU : SIRF ATLAS IV 533MHZ
128MB NAND Flash ROM
64MB SDRAM
Display 5.0” TFT 65K colors touch screen 480*272:.(если конечно это точная информация)
Хочу вот выбрать навигатор,чтоб и здесь, и за границу ездить.Надеюсь в нужной теме задал вопрос.
 

liga-63

Auto Club Team
Регистрация
17 Апр 2009
Адрес
minsk
Лёня бери мой навигатор, и не думай:laugh1: